Китай забирает среднеазиатский газ у России

Считанные недели остались до запуска трубопровода, по
которому туркменский газ начнет поступать в Китай. Впрочем, этот
газовый поток может стать со временем не только туркменским.
17 ноября Мажилис (нижняя часть парламента Казахстана) в
первом чтении одобрила проект закона о ратификации
межправительственного соглашения о строительстве и эксплуатации
газопровода Казахстан-Китай. Ранее готовность поставлять газ в
Китай высказало и руководство Узбекистана.
«По большому счету, это первый, серьезный, альтернативный
России проект поставки газа в другие регионы, за исключением
небольших объемов поставок в Иран», цитирует
CA-NEWS (KZ) генерального директора Центра
политической конъюнктуры Константина Симонова. «И страны региона
ведут единую согласованную политику, естественно, играя против
России. Так что здесь мы можем видеть реальную позицию этих
государств, которые некоторые российские политики почему-то
считают пророссийской»,— считает Симонов. По его словам, в Европе
многие думали, что Россия уйдет из Средней Азии, и туда придет
Европа. «Они ошиблись. Туда приходит Китай. И приходит довольно
эффективно и энергично»,— делает выводы эксперт.
Собственно говоря, к туркменским газовым месторождениям Китай
приглядывался достаточно давно, по крайней мере, с начала
тысячелетия. Много лет с участием Китайской национальной
нефтегазовой корпорации (КННК) и компании «Эксон Туркменистан
(Амударья) Лимитед» проводились исследования углеводородного
потенциала перспективных площадей на туркменском побережье
Амударьи. Целью этих изысканий являлся расчет экономической
целесообразности тогда еще гипотетического проекта восточного
газопровода. Геофизические исследования проводились на всем
правобережье Амударьи. На подступах к Кызылкумам в 2000 году
был открыт ряд новых газовых месторождений, в частности на
площади «Гарагой».
KM.RU:
Китай претендует на участие в эксплуатации двух крупных
проектов в Туркмении: 1) Группы месторождений правобережья
Амударьи. Всего их 17, максимальный проектный объем добычи газа
на них – порядка 25–30 млрд кубометров в год. При этом годы
выхода на проектную мощность – предположительно 2015–2020.
Крупнейшие месторождения – «Самандепе» и «Алтын Асыр». 2)
«Яшлар» Южно-Йолотаньской группы месторождений. Туркменские
геологи утверждали, что их запасы – от 3 до 7 трлн кубометров
газа. Ашхабад в пику «Газпрому» пошел на включение китайских
компаний в проект освоения месторождения «Южный Йолотань» и
добился получения целевого кредита от Китая в $3 млрд для
промышленного освоения этого месторождения.
По данным компании Exxon, проект дальнемагистрального
трубопровода из Туркменистана в Китай мог стать реалистичным лишь
в том случае, если по нему подавать не менее 30 миллиардов
кубометров газа в год. Однако в этот объем, как считали
специалисты, мог войти и газ с западных территорий Китая.
Туркменистан же должен был гарантировать ежегодную поставку в
течение 25 лет 33 миллиардов кубометров газа (с учетом
3 миллиардов кубометров для обеспечения работы компрессорных
станций).
Как отмечает ведущий специалист Российского института
стратегических исследований (РИСИ) Аждар Куртов, китайский фактор
стал одним из центральных во внешней политике Туркменистана
примерно с 2006 года. К этому времени между двумя странами
уже были подписаны 36 межгосударственных соглашений. В
Туркменистане было зарегистрировано 37 инвестиционных
проектов с участием китайских компаний на общую сумму 382,6
миллиона долларов и 360 миллионов юаней.
Важнейшим событием 2006 года для Туркменистана явился
визит в Китай в начале апреля президента Сапармурата Ниязова.
Основным среди подписанных тогда документов стало Генеральное
межправительственное соглашение о реализации проекта газопровода
Туркменистан – Китай и продаже природного газа из Туркменистана в
КНР. Китай обязался закупать у Туркменистана газ в объеме
30 миллиардов кубометров ежегодно в течение 30 лет,
начиная с момента ввода газопровода в эксплуатацию, которая была
намечена на конец текущего года. По условиям соглашения ресурсной
базой таких поставок должен был стать регион правобережья
Амударьи, где разведку и разработку месторождений китайцы обещали
осуществлять совместно с туркменской стороной. Однако текст
соглашения включал также и норму о том, что при необходимости
туркменская сторона гарантирует поставки газа в Китай и из других
месторождений республики.
Фактически с лета 2007 года началось строительство
газопровода из Туркмении в Китай. Согласно проекту, его
протяженность составляет около 7000 километров. При этом по
территории Туркменистана проложено свыше 180 километров
газотранспортной магистрали, Узбекистана – 530, Казахстана –
1300, Китая – более 4500 километров. Общая стоимость
проекта — около 20 миллиардов долларов. Предполагается,
что экспорт 17 миллиардов из ежегодно предусматриваемых
30 миллиардов кубометров туркменского газа будет
обеспечиваться за счет освоения новых газовых месторождений,
остальные 13 миллиардов – за счет строительства на
крупнейшем газоконденсатном месторождении «Багтыярлык» объектов
по очистке и подготовке газа. Впрочем, в августе 2008 года,
на Олимпиаде в Пекине новый президент Туркмении Гурбангулы
Бердымухаммедов пообещал китайским руководителям увеличить объем
поставок по новому газопроводу и до 40 млрд. кубометров.
«Новый газопровод может создать проблемы России. Газ будет
браться с тех месторождений, которые сегодня составляют ресурсную
базу для поставок через Россию в Европу. Соответственно, проблемы
у России, безусловно, возникнут, потому что появляется новое окно
экспорта, которое будет использовано для давления на нее»,—
считает Константин Симонов.
Однако, любопытно, что тендер на прокладку участка газопровода
по туркменской территории выиграла российская компания
«Стройтрансгаз», она же осуществила все работы по строительству
газонапорных станций и прочей инфраструктуры.
Схожая ситуация и с Казахстаном. Как сообщала на днях
«Комсомольская правда», «уже по итогам 2008 года стало ясно,
что Китай контролирует 21 процент общей нефтедобычи в
Казахстане (в 2,5 раза больше, чем «стратегический» партнер
Казахстана — Россия). А 2009-й принес Китаю подлинный успех:
за кредит в 10 миллиардов долларов Поднебесная получила один
из главных активов в казахском нефтяном секторе, на который
претендовала «Газпром нефть» — 49% компании
«Мангистаумунайгаз». Подмяв под себя треть казахских
энергоресурсов, Китай обеспечил и маршрут транспортировки нефти:
заработал нефтепровод Казахстан — Китай (итоговая мощность
трубы — до 20 миллионов тонн в год). А введение в строй
казахстанско-китайского газопровода, по которому потечет
туркменский газ, сильно ослабит позиции «Газпрома» и фактически
лишит его монополии. Словом, Китай становится крупнейшим
энергетическим игроком в Центральной Азии».
Ситуацию для КМ.RU комментирует заведующий отделом
Средней Азии и Казахстана Андрей Грозин:
— Пока, собственно, ничего драматического не происходит.
Вообще, относительно будущего газопроводов из стран Центральной
Азии выводы делать рановато. Да, Китай продолжает развивать свою
экономику, несмотря на мировой кризис, он активно закупает
энергоносители. Но не только у Туркмении или Казахстана — и
у России тоже. Любопытно, кстати, что наши эксперты, так
драматизирующие соглашения среднеазиатских государств на поставку
газа и нефти в Китай, одновременно критикуют российское
руководство за схожие долгосрочные контракты. Хотя у нас они
заключены на куда более выгодных условиях. Похоже, у наших
экспертов наблюдается гиперкритическое отношение к действиям
собственной страны и куда более снисходительная позиция по схожим
действиям соседей.
В Казахстане, кстати, тоже считают, что соглашения по
трубопроводам усиливают их зависимость от Китая. Такие замечания
раздавались в казахстанском парламенте, где вообще-то дискуссии
приняты меньше, чем в нашей Думе. Но у Казахстана, действительно,
сложная ситуация, ему нужны деньги. А их в большом количестве
может дать только Китай. Хотя в Казахстане, при всех официальных
заявлениях должностных лиц о «стратегическом партнерстве» с
Россией, как впрочем, и у нас, Китая все же побаиваются. Но
уповают, очевидно, на дипломатическое искусство Нурсултана
Абишевича. И на «многовекторность» его политики.
В конце концов, западным компаниям принадлежит не меньшая доля
нефтегазового сектора, чем китайцам. Да и с Россией Китай в
данном отношении почти не конкурирует — он вкладывается в
дорогостоящие активы, в отличие от наших. И по большинству
проектов он в конфронтацию ни с нами, ни с западными компаниями
не вступает. Его влияние казахстанское руководство надеется
уравновесить отношениями с Россией в рамках и Таможенного союза,
и других совместных структур.
С Туркменией ситуация более сложная. Хотя бы из-за специфики
тамошнего режима. Но, по большому счету, туркменский газ, идущий
в Китай, для нас сегодня не такая уж проблема, если мы вспомним
свои проекты на европейском направлении. Ведь от Прикаспийского
потока, совместного с Россией и Казахстаном, Туркмения не
отказывалась. Сейчас, как известно, сдвинулся вопрос с «Северным
потоком». По «Южному потоку» тоже есть подвижки, недаром снова
поднимается суета вокруг «Набукко». А этот «Набукко» пока может
рассчитывать только на азербайджанский газ. Да и то не
факт — после последних заявлений Ильхама Алиева о
возможности перекинуть транскаспийский трубопровод, чтобы и
азербайджанский газ направить в Китай.
Конечно, нам такая идея тоже не выгодна – сегодня пойдет речь
об азербайджанском газе на восток, а завтра, по тому же
трубопроводу, уже туркменский газ могут попытаться развернуть на
запад. Вот это России совсем ни к чему. Но вкладываться в
трубопровод через Каспий ни одна серьезная компания не рискнет,
пока не урегулирован вопрос статуса Каспия. Нам здесь даже делать
особенно ничего не надо – Иран уже заявил свой протест против
трубопровода по каспийскому дну. А, учитывая обострение ситуации
вокруг иранской атомной программы, никто не рискнет тратить
деньги и строить трубопровод, против которого выступает Иран.
Да и вообще не стоит переоценивать заинтересованность Европы в
дополнительном газе. Время таких проектов, как «Набукко», еще не
пришло. Европа сейчас сокращает потребление газа, и не только
российского, но и норвежского, и североафриканского. Конечно, это
вопрос ситуативный, кризис пройдет, и потребление газа будет
расти – но предположительно, достаточно для его обеспечения будет
и действующих маршрутов. Если по «Северному потоку» хотя бы есть
уже заинтересованность немцев, и по южному тоже
заинтересованность ряда стран обозначилась, то «Набукко» никому
из потребителей» всерьез не нужен. Его лоббируют американцы,
чисто из политических интересов, и многочисленные структуры
евробюрократов, осваивающих бюджет. Но у России в данном вопросе
есть хоть то преимущество, что наличествует и политическая воля,
и бизнес-заинтересованность одновременно. Впрочем, то же можно
сказать и про Китай в отношении его туркменского проекта. Но если
туркменский газ пойдет в Китай, и по Прикаспийскому потоку,
значит, вопрос о транскаспийском трубопроводе отомрет сам собой.
А следом за ним, и так раздражающий Москву «Набукко».
Комментарии читателей Оставить комментарий
А что? У Китайцев есть деньги, кризис у них не выявлен. У кого хотят - у того покупают. Надо газ – покупают газ, надо будет нефть – будут покупать нефть. Хоть бы какую-нибудь русскую продукцию покупали, а не сырьё.
Это естественно,Турмения нашло надежного и главное платежеспособного потребителя.<br />
<br />
Верной дорогой идет Китай<br />
<br />
Тем более , российский газ один из самых дорогих.
Короче турнули Россию с ее бездарной политикой из Азии. Так профукать труды предков надо иметь талантливо - корявые мозги. Как там было?..Россия в перед !
Средняя Азия и Кавказ естественно тянутся к сильному. Когда была сильна ВКПб-КПСС тянулись к ней, теперь набирает силу КПК . Страна где власть пораженна раковой опухолью коррупции , воровства и предательства не вызывает доверия и кому как не нам лучше всего это знать.
Согласен, я вообще не понимаю, почему мы суетимся из-за газа западным обывателям. А так как они заставили теперь продавать нашим по мировым ценам, то скоро наши выжившие предприятия будут самыми выгодными покупателями, без цен на транзит и без конкуренции со стороны других поставщиков газа.